Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова.
Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Каковы же особенности современного урока
Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный
Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
- «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
- «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
3. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.
Цели современного урока:
Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели
Цели деятельности учащихся
Виды УУД:
- личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные,
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
Типология современных учебных занятий
- Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
- Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
- Урок применения предметных ЗУНов и УУД
- Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД
- Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД
- Контрольный урок
- Коррекционный урок
- Комбинированный урок
Нетрадиционные виды уроков
1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»
2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»
3. Кино-, теле-, видеоуроки
4. Уроки самоопределения, уроки самореализации
5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств
6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий
7. Модульный урок
Разработка конспекта урока
- Тема урока
- Место урока в разделе
- Тип урока
- Цели урока в деятельности учителя и в деятельности учащихся(2 уровня: 1) ученик научится… 2) ученик получит возможность научиться…)
5.Структура урока: этап, действия учителя, действия ученика
6. Формы проверки результативности урока
ПРЕДЛОЖЕНИЯ/РЕКОМЕНДАЦИИ
для учителей 1-4 классов по результатам посещённых уроков
- Профессионально работайте с целями. Ясно понимайте для чего учащиеся выполняют то или иное задание. Продумывайте цели всех уровней: цели обучения данному предмету; цели раздела, темы; «дерево» целей урока - общие, т.е. цели всего урока, оперативные - его частей/эпизодов, отдельных заданий и т.д. Помните, что правильно сформулированная цель – это оптимальна модель ожидаемого/желательного результата, заданная в формате анализа SMART[1]. Регулярно сообщайте (выводите) цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завершайте их краткими итогами, которые также следует делать вместе с учащимися. Постоянно держите цели в поле зрения, ссылайтесь на них в ходе урока относительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учеников.
- Доводите плотность уроков до оптимального уровня за счёт более глубокого планирования, дифференциации и индивидуализации. Используйте таймеры/часы для формирования у детей «чувства» реального времени.
- Больше внимания уделяйте формированию и развитию у детей общеучебных «надпредметных» умений. Прежде всего, – умения бегло, осознано и выразительно читать, используя современные педагогические технологии и методики (чтение «жужжащее», беззвучное артикуляционное, громким шёпотом, применение ритмической основы при скорочтении и пр.). Развивайте память учащихся, используйте технологии эйдотехники.
- Обеспечьте более глубокую работу с текстами, особенно художественными. Используйте максимальное число каналов получения информации (слуховой, зрительный, моторный). Обращайте внимание учащихся на особенности текста, учите их отмечать карандашом по ходу чтения ключевые слова, фразы, значимые разделы.
- Давайте детям ясные инструктажи по выполнению заданий. Точно ставьте учебные вопросы, добиваться исчерпывающих ответов. Постоянно обучайте детей формулировать вопросы.
- Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте учащихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.
- Систематически используйте пропедевтические творческие и информационные задания (на 1-3 урока вперёд) для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями. Много работать над развитием речи учащихся, над умением вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом.
- Создавайте/применяйте на уроках «обстановку» читального зала, другие формы самостоятельной работы и работы в группах. Ясно различайте и используйте различные режимы/уровни коммуникации с детьми (индивидуальный, групповой, общий). Научитесь говорить негромко и шёпотом.
- Чётко структурируйте/делите учебный материал на основные/обязательные понятия, углублённый их вариант и дополнительные сведения культурологического характера, необязательные для запоминания. Чаще создавайте на уроках интеллектуальный «фон»/среду, за счёт элементов пропедевтики, межпредметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера, также необязательных для запоминания.
- Освойте методику и технику использования в ходе уроков/занятий музыкальных произведений, особенно классической музыки.
- Программируйте динамику урока (как в прямом, так и в переносном смысле) и управляйте ею. Обеспечьте в ходе урока позицию учащихся «сидя-стоя-в движении». Проводите в ходе урока несколько динамических пауз с конкретными валеологическими задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и т.п.).
- Чётко программируйте дозировку дифференцированных домашних заданий. Инструктируйте учеников относительно наиболее рациональных приёмов и времени, необходимого для его выполнения. Чаще давайте домашние задания, в т. ч. творческие, рассчитанные на выполнение в группе, команде, а также совместно с родителями. Объясняйте родителям необходимость этого.
- Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов воспитателей, родителей учащихся, студентов и пр.. Учитесь работать в составе педагогических «дуэтов» и команд.
- Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, т.ч. позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.
Успехов и радости Вам, коллеги, в новом учебном году! Н.Федорец, nfedoret@mail.ru
[1] SMART (в переводе с англ.): Конкретно, Измеримо, Достижимо, Реально, Регламентировано во времени.
Отличия структуры урока:
Урок I поколения |
Урок II поколения |
1.Тема урока. |
1.Тема урока. |
2.Цель урока. |
2.Цель урока. |
3.Задачи урока: -Образовательная задача. -Развивающая задача. -Воспитательная задача. |
3.Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: -Познавательные УУД. -Коммуникативные УУД. -Регулятивные УДД. -Личностные УУД. |
4.Межпредметные связи. |
4.Межпредметные связи. |
5.Оборудование. |
5.Ресурсы. |
Схема урока:
Тема урока: ….
Цель урока: …
Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД
Познавательные УУД: …
Коммуникативные УУД: …
РегулятивныеУУД: …
Личностные УУД: …
Основные понятия: …
Межпредметные связи: …
Ресурсы: …
Этапы урока. |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Уважаемые коллеги! Здесь представлен образец конспекта урока математики в 1 классе учителя начальных классов Сухаревой Светланы Владимировны Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №12" муниципального образования город Ноябрьск
http://rusedu.net/admin.php?op=resourceInfo&resourceId=76005
Каковы же особенности современного урока?
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
http://rusedu.net/admin.php?op=resourceInfo&resourceId=76081
Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике необходимо различать открытые и обычные уроки. Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного и инновационного опыта.
Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели разнообразны:
- «Ознакомление педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения учебных задач»;
- «Показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах» и т.д.
Требования к подготовке и проведению открытых уроков.
- Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.
- Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ уроков, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других учителей.
- Открытый урок обязательно должен иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру.
- Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой школы. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
- Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому учитель, показывающий открытый урок, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.
- При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых уроков, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.
- Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.
- Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися; учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.
- Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованием часто пренебрегают: иногда в классе из 25 учащихся сидят 15-20 учителей. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для учителя, и для учащихся, в связи с чем в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.
- Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение тем.
- Недопустима «репетиция» открытого урока с одним и тем же классом. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого урока. Отметим, что здесь речь идет не об уроках, к которым учащиеся должны подготовить сообщения, доклады, творческие работы и т.п.
- Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Это подготовит учащихся к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.
- Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы школы и методических объединений. Учителя должны располагать достаточным временем для его подготовки.
- Нельзя проводить в одном классе в один день несколько открытых уроков. Нежелательно проведение нескольких открытых уроков в одном и том же классе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и учащиеся, и учителя.
Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых уроков входит в функциональные обязанности заместителя директора, курирующего методическую работу.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
http://rusedu.net/admin.php?op=resourceInfo&resourceId=76137
Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся?
Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):
- планирование;
- организация;
- реализация и контроль;
- коррекция;
- анализ.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
http://rusedu.net/admin.php?op=resourceInfo&resourceId=76136
Этот материал поможет администрации школы и педагогам сделать качественный отзыв о посещённом уроке.
http://rusedu.net/admin.php?op=resourceInfo&resourceId=76497
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).